27 мая в Верховной Раде зарегистрирован законопроект, который предусматривает внедрение платы за использование автомобильных дорог общего пользования.
Как указано в пояснительной записке к законопроекту, предполагается ввести систему сбора платы за проезд с использованием автомобильных дорог общего пользования транспортными средствами с максимальной разрешенной общей массой 12 т и более с помощью спутниковых технологий. Также авторы законопроекта ожидаемо прогнозируют “сопротивление со стороны автоперевозчиков”.
Наша компания предоставляет весь комплекс логистических услуг, в том числе и грузовых автоперевозок, уже более 13 лет. Не только в Украине, но и за рубежом. И сопротивления относительно самого факта необходимости оплаты проезда автодорогами мы не ощущаем. Эта практика уже хорошо нам знакома, ведь такой принцип действует во многих странах Европы. Соответственно, такой шаг вполне логичен, если говорить о европейской интеграции Украины. Другое дело – процесс реализации этой инициативы в Украине, в наших реалиях, с нашей «прозрачной» системы контроля и имеющейся сетью «разбитых» дорог.
Кажется, благородная цель, которую указывают авторы законопроекта, – финансирование строительства, реконструкция, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования. Сумму дополнительных поступлений в бюджет для этих целей оценивается в 9 млрд грн, при этом “вилка” оплаты за 1 км дороги – 1-3 грн.
Но пойдут ли эти средства по назначению, кто должен контролировать этот процесс и насколько эти механизмы будут прозрачными – непонятно.
В пояснительной записке к законопроекту указано о необходимости создания определенного оператора из числа государственных или частных предприятий, который должен обеспечивать взаимодействие между учреждениями в части функционирования системы оплаты.
Пока же непонятно как будет осуществляться оплата, за какие именно дороги и кто будет освобожден от оплаты. Ведь будут и исключения – в законопроекте отмечается, что перечень транспортных средств, которые будут освобождаться от платы за использование дорог общего пользования, как и сам перечень таких дорог, размер и порядок расчетов, – все будет определяться Кабинетом Министров.
Открытый вопрос, на каких основаниях будут делаться исключения, не будет ли здесь места коррупционной составляющей. Насколько мне известно, недавно законопроект обсуждали среди бизнес-ассоциаций с участием министра инфраструктуры, руководства Укравтодора. После этого от руководства Укравтодора появились сообщения о якобы возможной оплате только для иностранных грузовых перевозчиков. Зато в самих законопроектах об этом ни слова.
На самом деле, на данном этапе, данная инициатива скорее вызывает больше вопросов, чем ответов. Такое впечатление, что авторы законопроекта сами до конца не понимают как должны реализовываться предложенные нормы.
Но хоть какая-то конкретика и определенное понимание того, что ждет игроков рынка грузовых перевозок и конечных потребителей в случае принятия законопроекту в ближайшее время таки есть.
Прежде всего – это дополнительные риски для перевозчиков, у которых подписаны долгосрочные контракты с предварительно зафиксированной стоимостью услуг без возможности пересмотра цен. Здесь выходом из ситуации может быть расчет на основе данных GPS, как и планируется, – тогда оплата за перевозку будет происходить согласно датчика GPS, установленного в авто.
Но опять же – у всех ли перевозчиков есть эта система отслеживания трафика, и всем ли удастся оперативно внедрить такую систему взаиморасчетов с уже существующими клиентами?
Также нужно понимать, что оплата за дороги будет прямо пропорционально отображаться на себестоимости перевозки. Мы в компании проводили небольшой опрос среди аудитории в Facebook – как оценивают такую законодательную инициативу. И правильно сказал один из пользователей – за все заплатит конечный потребитель. И здесь могу только согласиться, – отметил СЕО ZAMMLER GROUP Виктор Шевченко.